?

Log in

No account? Create an account

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com

Некоторые аспекты, связанные с обучением и развитием человека

1. Надо помогать выстраивать и моделировать успешные судьбы людей в изменяющемся мире, через гибкие стратегии, а не просто учить их навыкам.

2. Цель обучения — развитие человека в успешную личность, а не создание корпоративного раба.

3. Цикл обучения и развития никогда не заканчивается, особенно в пожилом возрасте — когда обучение и учительство становится основной деятельностью любого человека.

4. Человек не может выйти в отставку, он может сменить вектор роста. Рост не заканчивается никогда.

5. Проектный подход как самый эффективный. На каждом этапе человек должен что-то созидать. Обучение для понимания и запоминания — не имеет смысла. Обучение, которое не меняет поведения, картины миры — не имеет смысла.

6. Основа обучения — это персональный менторинг, помощь в росте, в понимании и действии, а не доставка контента. Главное не новые знания, а поступки и движение. Каждый получает индивидуальный менторинг, причем адаптивный — это зависит от запроса. Чтение и просмотр лекций — это самостоятельная работа. Главное то, что человек делает, а не то что и сколько он читает. Не стройте иллюзий — результатов достигают самые деятельные, а не самые начитанные.

7. Каждый получает индивидуальную траекторию роста — иначе просто не может быть. Это значит типовые паттерны стратегий адаптируются индивидуально под личные обстоятельства, уровень и запросы. Нет и не может быть повторяющихся траекторий обучения и путей в жизни.

8. Надо добиваться 100% успешности для всех учащихся, т.е. вариант, что не более 3% достигает значимых целей — не проходит. Стремиться надо к 100%. Ясно, что это трудно достижимо, но когда ставишь цель именно так, то это меняет подходы.

9. Никаких “количество мест ограничено” и “срок приема заканчивается”. Можно начинать, заканчивать, возобновлять обучение в любое время.

10. Ученик и Учитель — это не разные люди, это лишь разные фазы на жизненном пути, которые могут присутствовать одновременно.

11. Кто хочет эффективно учиться — обязательно должен заниматься своей профессией и учить этому других.

12. Ключевым для учителя является репутация, а не маркетинг образовательных услуг.

13. Учитель — возможно на определенном этапе перестает быть отдельной профессией, а становится обязательной частью жизни любого человека, стремящегося к развитию.

14. Грамоте, счету, простым производственным навыкам может научить алгоритм и это так и будет, чему же будет учить человек?

15. Что есть такого, чем может научить только человек и чему не может научить машина? Везде, где есть данные, процедуры и метрики в обучении может быть использована машина.

16. Но какова цель обучения? Вырастить еще одного робота с определенными навыками, которого можно воткнуть в те процессы, где пока человека использовать выгодней, потому что такого робота еще не создали? Или мы учим человека, способного создавать новые миры?

17. Что является ключевым в подходе к обучению? Обеспечивать процесс и находить решения проблем или создавать нечто новое?

18. Если большая часть процессов постепенно отойдет к машинам, то наверное имеет смысл людей учить созидать, развиваться, достигать успеха — пусть это понятие и будет постоянно меняться?

19. Постепенно мы подходим к вопросу — смысла жизни. Если он есть для каждого и свой, то смысл обучения — научить воплощать этот смысл, ибо если обучение не помогает реализовывать человеку смыслы — оно бесполезно.

20. А если обучение не учит создавать новые смыслы, то обучение - бессмысленно.
То, чему может учить только человек — это в первую очередь создавать смыслы.

(с) Alex Krol

Comments